Ткалич В. В.
|
|
В современных условиях вопросы качества подготовки студентов в вузах играют в нашем обществе особую актуальность. Совершенствование информационного обеспечения, информатизация библиотечных учебных фондов вузов, применение новейших технологий в образовательном процессе требуют дальнейшего изучения новейших направлений в этой области. Одним из существенных недостатков информатизации образовательного процесса в вузе является недостаточная математическая обеспеченность компьютерных технологий информационно-поисковых систем в библиотечном фонде вуза. Для повышения эффективности использования библиотечного фонда вуза в образовательном процессе нам представляется целесообразным обратить внимание на следующие проблемы: 1. В первую очередь осуществить электронную кластеризацию базы знаний библиотечного фонда вуза путем классификации по учебным дисциплинам; 2. Разработать новые аналитико-математические методы анализа и синтеза базы знаний библиотечного фонда вуза в соответствии с классификационным требованием подготовки специалистов; 3. Использовать автоматизированные распознающие системы выделения необходимой информации (знаний) по запросу пользователя (обучающегося). Можно назвать и другие факторы использования достижений науки и техники в информатизации образовательного процесса в вузе. Успешное внедрение новых информационных технологий в учебный процесс вуза дает возможность повысить качество приобретения знаний через библиотечный фонд. Так, например, гипертекстовая технология дает возможность работать с большими объемами понятийной информации. Соответствующие гипертекстовые инструментальные средства позволяют формировать текстовые описания, проектировать и обрабатывать информационные модели и процессы в их взаимозависимости. Знания – это активная информация, способная генерировать новую информацию. Информационный процесс состоит из операций, активизирующих эти знания, т.е. характеризуются алгоритмом входной и выходной информации. Владение информацией есть уровень знания, заключающийся в способности определить назначение, место информации в содержании предмета и найти нужную информацию, т.е. ответить на вопросы: о чем, с чем связано, где найти и т.п. В настоящее время стала очевидной необходимость модернизации технологий учебного процесса путем целенаправленного использования новых средств обработки учебно-методической информации. Использование современных информационных технологий может дать заметный эффект, что обеспечивает свободный доступ к большим объемам библиотечного фонда. Глубина понимания связей и отношений между предметами и явлениями определяется умением учащегося самостоятельно «добывать» знания. Последние достижения в области компьютеризации процесса обучения и развитие средств коммуникаций поставили задачу систематизации, накопления и сбора соответствующей информации. В данном случае важна, в первую очередь, литература по учебной и научной тематике. Увеличивающиеся мощности и аппаратные средства хранения информации позволяют более качественно обеспечивать обучаемого учебно-методическими материалами, а также ускорить процесс поиска требуемой информации с помощью гипертекстовых технологий. Основной причиной слабых знаний и умений обучающихся в вузах в области использования современных технологий является отсутствие учебных пособий, в которых в систематизированном виде излагаются методологии создания и использования информационных систем, где учащиеся могли бы изучать материал последовательно, или только отдельные разделы, или связанные разделы. В электронном обучающем комплексе для обеспечения комфорта обучаемого и учета его сложившихся приемов изучения материала должна быть структурированная иерархическая структура материала, с одной стороны, и система гипертекстовых ссылок – с другой. Решение этих и других проблем позволяет значительно продвинуться вперед при системном подходе к рассмотрению существующих проблем. |